Вопрос школьника по предмету Русский язык
Сочинение на тему » Природа и человек в произведении Оленьи рога Чингиза Айтматова
Ответ учителя по предмету Русский язык
Двадцатый век принес человечеству множество проблем, и среди них — экологическую. Все чаще приходится задумываться о последствиях нерационального использования природных ресурсов, об опасности загрязнения почвы, воды и воздуха. Естественно, литература не может обойти эту проблему. Наиболее остро экологическая тема стоит в фантастической прозе, так как жанр фантастики обладает богатыми возможностями для того, чтобы показать, к чему может прийти человечество. В частности, особенно ярко эта тема звучит у Чингиза Айтматова. Я хочу рассмотреть одно из его произведений — повесть под двойным названием «Последняя сказка. Белый пароход». В первой же фразе говорится о двух сказках — личной, персональной сказке мальчика, главного героя, и той сказке об окружающем мире, которую рассказал ему дед. Это глубоко символическая легенда о матери-оленихе, выкормившей двух детей-сирот. Потомки этих детей стали истреблять оленей, и тогда мать-олениха навсегда ушла с Иссык-Куля. Аллегория весьма прозаична: мать-олениха — это природа, всеобщая прародительница, а все люди — ее дети, но все они относятся к ней по-разному. Персонажи повести делятся на два противоположных лагеря — на тех, кто любит природу, понимает ее и верит древней легенде, и тех, кто к природе равнодушен. И мальчик, и дед Момун относятся к миру как язычники, видят душу в каждой травинке, каждом живом существе, дают имена камням. Они помнят о своих корнях, о том, что они — дети природы. В повести звучит фраза: «если люди не будут помнить отцов — они испортятся». Негодяй Орозкул не помнит истоков, не видит красоты мира, он — порченый и нравственно и физически — ему не дано иметь детей. Род на нем пресекается, и в этом высшая справедливость, он бесплоден и не приносит никому никакой пользы. Люди, не верящие старым сказкам и не любящие природу, безнадежно слепы. Они убивают мать-олениху, без которой их жизнь невозможна, и съедают ее, сами не ведая, что творят. Их духовное зрение закрыто — и они не видят очевидного. Их память утеряна — и они не в состоянии осознать, что на самом деле происходит. Повесть глубоко трагична. Гибнет мать-олениха — олицетворение природы, творящей силы мира, прародительница всего сущего, и вместе с ней — духовно или физически — умирают те, кто ее любил. Теряет свою личность дед Момун, физически гибнет мальчик, душа которого не в состоянии принять и понять всего ужаса и трагизма произошедшего. Трагически кончаются обе сказки — сказка мальчика и сказка старика. Но звучит мысль о том, что «правда пребудет вовек». Высшая справедливость все равно восторжествует. Природа сотни раз умирала и сотни раз воскреснет; ее невозможно уничтожить, главное — помнить об этом. Памяти о своих корнях, о своих предках учит нас небольшая, но очень глубокая повесть Чингиза Айтматова, одного из самых талантливых современных писателей.
Похожие вопросы от пользователей
А. Научное знание редко имеет применение в хозяйственной деятельности людей.
Б. В систему научных знаний входят факты, гипотезы, теории, методы получения научного знания.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2 Фирма Z занимается охраной частных лиц и предприятий. К труду как фактору производства фирмы относятся(-ится)…
1) средства связи
2) клиенты фирмы
3) здание фирмы
4) штат сотрудников
3 Какой из приведённых ниже налогов является косвенным?
1) транспортный налог
2) на добавленную стоимость
3) на доходы физических лиц
4) на недвижимость
4 Верны ли следующие суждения о потребительском спросе?
А. Потребительский спрос ограничен размерами индивидуального дохода.
Б. Потребительский спрос ограничен ценами на товары-заменители.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5 Существуют различные типологии семей. Какой из приведённых ниже типов семьи выделен в зависимости от численного состава?
1) демократическая
2) либеральная
3) нуклеарная
4) патриархальная
6 Семья Кондратьевых состоит из родителей, двоих детей и бабушки, которые проживают все вместе в одной квартире. Эта семья является
1) патриархальной
2) многодетной
3) неполной
4) многопоколенной
7 Верны ли следующие суждения об этнических группах?
А. Для этнической группы характерны общность языка и традиций.
Б. Основными видами этнических групп являются племена, народности, нации.
1)верно только А
2)верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8 К органам исполнительной власти РФ относится.
1) Правительство РФ
2) Верховный суд РФ
3) Федеральное Собрание
4) Государственная Дума РФ
9 Инициативная группа граждан выступила против намеченного руководством города переименования нескольких улиц. Данный факт говорит о наличии
1) авторитарного режима
2) гражданского общества
3) местного самоуправления
4) политической системы
10 Верны ли следующие суждения о политике?
А. Политика выступает в качестве регулятора жизни общества.
Б. Политика связана с отношениями власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11 Правовой акт, представляющий собой решение по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при решении всех аналогичных дел, называется
1) правовым обычаем
2) нормативно-правовым актом
3) правовым прецедентом
4) естественным правом
12 Исполнительную власть в РФ осуществляет
1) Государственная Дума
2) Совет безопасности
3) Президент
4) Правительство
13 Граждане государства участвуют в формировании парламента, выбирая его депутатов. В этом проявляются их права
1) социально-экономические
2) культурные
3) политические
4) человека
14 Верны ли следующие суждения о нормах права?
А. Норма права — это правило поведения людей, которое должно обязательно исполняться.
Б. Норма права — это желательный, но не обязательный образец поведения человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2sinx+√3=0