Стихотворение Сороковые.Перечитайте последнее четверостишие. О ком , о себе или о целом поколении , говорит поэт? Прочитайте вслух первое и последнее четверостишия . Отличаются ли они по звучанию , настроению, интонации? Если отличаются, то чем ? Дайте развернутый ответ на этот вопрос.

Вопрос школьника по предмету Литература

Стихотворение Сороковые.
Перечитайте последнее четверостишие. О ком , о себе или о целом поколении , говорит поэт? Прочитайте вслух первое и последнее четверостишия . Отличаются ли они по звучанию , настроению, интонации? Если отличаются, то чем ? Дайте развернутый ответ на этот вопрос.

Ответ учителя по предмету Литература

С О Р О К О В Ы Е.
Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

 Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

 А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

 Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!
(Давид Самойлов) 1961.
     МЫ Давида Самойлова — это поколение мальчишек, которые в течение  4-х лет войны достигали призывного возраста (а многие и прибавляли его!) и уходили под порох и свинец. Приходили же домой часто не они, а похоронные извещения.
     Мысленным взглядом поэт видит безымянный, но оживленный полустанок на просторах России. На запад — на войну — идут военные эшелоны. Они же везут обратно раненых в госпитали. На восток, на  восток, подальше от войны, лишившей их и дома и семей, кочуют беженцы. 
     Об этом поэт и вспоминает спустя 20 лет. И некоторым удивлением видит в человеческом муравейнике себя: худого, веселого и задорного.
Война уже успела пройтись по его лирическому герою — парень или после ранения едет в отпуск, или на долечивание, или  возвращается в пекло.
Молодость берет свое: он кокетничает, представляя себя бывалым человеком и солдатом, демонстративно прихрамывает. И — деталь ухаживания военного времени — делится с понравившейся девушкой пайком хлеба.  
     Никакие тяготы войны не в состоянии убить оптимизм молодости, веру в победу, а смерть — пощадившая или ожидающая — заставляет острее чувствовать радость просто жить.
     Это — анализ пережившего войну и постаревшего героя. Мне кажется, он с грустью вспоминает молодость — свою и своего поколения.
     Но интонация по сравнению с первым четверостишием  меняется с печально-грустной на удивленно-констатирующую: «А мы такие молодые!»
     И окончания строк уже не протяжные (похорОн-ны -е,эшелОн-ны-е), а более энергичные(Рос-сИ-и, молодЫ-е). Восклицательный знак в конце стихотворения подводит итог воспоминаниям. Это им, молодым, выпало на долю отстоять Россию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие вопросы от пользователей