Составить предложения с цитатами в виде прямой и косвенной речи. 1. Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.( А.С. Пушкин) 2. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской…( М.Ю. Лермонтов) 3.Сейте разумное, доброе, вечное…( Н.А. Некрасов) 4. Умом Россию не понять…( Ф.И. Тютчев)

Вопрос школьника по предмету Русский язык

Составить предложения с цитатами в виде прямой и косвенной речи.

1. Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.( А.С. Пушкин)

2. Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской…( М.Ю. Лермонтов)

3.Сейте разумное, доброе, вечное…( Н.А. Некрасов)

4. Умом Россию не понять…( Ф.И. Тютчев)

Ответ учителя по предмету Русский язык

Ответ:Цель:  

(обучающая): ознакомить с цитатой как с разновидностью прямой речи, учить постановке знаков препинания при цитировании;

(развивающая): обучить правильно цитировать высказывания, вводить в речь цитаты;

(воспитательная): развивать устную речь, обучать навыкам выразительной речи, прививать любовь к языку через высказывания великих мастеров слова.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Методические приемы: объяснение учителя, обобщение ранее изученного материала.

Оборудование: раздаточный материал (карточки), наглядные пособия.

Ход урока:

1 Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока.

2 Проверка домашнего задания.

1) Фронтальный опрос:

— Для чего служат предложения с косвенной речью?  (Для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произносит).

— Что передают предложения с косвенной речью?  (Только содержание чужой речи).

— Чего не могут передать предложения с косвенной речью? (Все особенности ее формы и интонации).

— Предложения с косвенной речью являются простыми или сложными? (Это сложные предложения, состоящие из двух частей ( слов автора и косвенной речи).

— С помощью чего присоединяется косвенная речь к первой части? ( Союзы что, будто, чтобы или местоимения и наречия кто, что, какой, как, когда, где, почему и др., или частицей ли).

— Ставится ли вопросительный знак после косвенного вопроса и с помощью каких знаков препинания оформляется предложение с косвенной речью? (Вопрос не ставится, а слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой).

2) Проверка домашнего  упражнение 403 по цепочке .

4) Физминутка.

3 Изучение нового материала.

Слово учителя:

— Цитата – это дословная выдержка из какого-либо текста. Дословно могут воспроизводиться слова, словосочетания, крылатые выражения, фрагменты текста и целые тексты. Цитаты могут стоять при словах автора. Тогда они представляют собой прямую речь, знаки препинания ставятся такие же, как и при прямой речи. (На доске вывешивается наглядное пособие с примерами):

Вот эти слова: «Редеет облаков летучая гряда»

— Если цитируется часть  предложения, то цитата выделяется кавычками и пишется со строчной буквы:

И упоминал, что за ним «водятся грешки».

— Если фраза цитируется не полностью, то на месте пропущенных слов ставится троеточие:  

Он так и пишет: «Спешу тебя уведомить…»

— Если цитируются строки из поэтических текстов, то они пишутся с новой строки и кавычки не ставятся:

1)Далее читаем:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы…

— Возможен и такой вариант:

2)Далее читаем: «Онегин, добрый мой приятель,/ Родился на брегах Невы…».

4 Работа по учебнику. Чтение теории (страница 184 учебника).

5 Закрепление изученного материала.

1) Запись предложений под диктовку:

1) А.П. Чехов в своих письмах утверждал, что «краткость – сестра таланта».

2) Л.Н. Толстой сказал: « Русский язык – это прежде всего Пушкин».

3) У Н.А. Некрасова о будущем России и русского народа есть такие строки:

В минуту унынья, о родина-мать,

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Выполнить синтаксический разбор предложения №1, фонетический разбор слова есть из предложения №3, а также морфологический разбор слова русского из последнего предложения.

2)Выполнение упражнения на закрепление (406).

Составить на выбор 2-3 предложения с цитатами в виде прямой речи. В авторских словах укажите, кому принадлежит данное высказывание? (А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев).

1 Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.

2 Гляжу на будущность с боязнью,

  Гляжу на прошлое с тоской

  И, как преступник перед казнью,

  Ищу кругом души родной…

3Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ…

4 Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

3) Карточки для индивидуальной работы.

Карточка №1.

Исправить предложения:

1) И сказал он Марье  Моревне, что я родом из царской семьи, а имя у меня простое и легкое: Иван-царевич.

2) И сказала Баба- Яга, что я давно русского духу не слыхала, а тут ты ко мне сам пришел.

Карточка №2

Прочитать полусказку  Ф.Кривина  «Скромность». Почему автор ее так назвал?  Перестройте диалог в прямую речь.

— Посмотрите, как хорошо у нас в комнате, — говорит Занавеска деревьям с улицы.

— Посмотрите. Как хорошо у нас на улице, — говорит она комнатной мебели.

— Мы ничего не  видим, — отвечают деревья.

— Нам ничего не видно, — отвечает мебель.

— Мы видим только тебя…

— Только тебя…

— Ну что вы, — смущается Занавеска,- не такая уж я красивая…

6 Подведение итогов.

— Что нового узнали на уроке?  Что такое цитата? С помощью каких знаков препинания оформляется цитата на письме?

7Дача домашнего задания.

Параграф 37, упражнение 405.

Объяснение:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие вопросы от пользователей