сообщение на тему повседневная жизнь человека в 17 веке

Вопрос школьника по предмету История

сообщение на тему повседневная жизнь человека в 17 веке

Ответ учителя по предмету История

Ответ:

В повседневной жизни русских людей XVII в. можно выделить некоторые общие тенденции:

1. Рост влияния зарубежной бытовой культуры. В XVII в . Россия испытала несколько мощных инъекций западной культуры. Смута начала столетия сопровождалась польской и шведской интервенцией со всеми вытекающими из этого последствиями. Часть территории страны находилась под иностранной оккупацией несколько лет. Войны середины и второй половины столетия обеспечили знакомство русских воинских людей с жизнью шведской Прибалтики (войска дошли до Дерпта и Риги), Речи Посполитой (бывшая столица Великого княжества Литовского Вильно несколько лет была под властью Алексея Михайловича). Присоединение Украины сопровождалось серьезнейшим культурным влиянием бывших земель Речи Посполитой на Россию. Наконец, развитие общества и экономики (полки нового строя, рост числа служилых иноземцев, мануфактурное строительство под началом иностранных специалистов и т.д.) резко расширили горизонты контактов и взаимодействия с западноевропейской культурой.

Все перечисленное способствовало распространению элементов западной бытовой культуры (европейское платье, посуда, пища, предметы украшения жилища, первая газета – «Куранты», придворный театр и пр. – все эти элементы западной культуры появляются в России в XVII в., еще до петровской эпохи), а также европейских научных знаний, переводных книг, памятников литературы. Западное влияние пока не имело такого концентрированного характера, как в годы петровских реформ в начале следующего столетия, но все культурно-бытовые тенденции будущих преобразований были заложены именно в XVII в.

2. Усиление внимания к человеческой личности. В XVII в . происходит демократизация культуры (появление жанра бытовой повести в литературе, распространение эпистолярного творчества, расширение информационных каналов и т.д.)• Оформление и развитие сословий, установление границ между сословиями вызывали к жизни повышенное внимание человека к собственной идентичности. Отсюда обостренное восприятие вопроса о месте личности в этом мире. Американский историк II. Коллманн обратила внимание на необычайно важную роль, которую играло для русских людей XVII в. понятие личной чести. Причем для данного феномена была характерна социальная широта: считалось, что честь в том или ином виде свойственна всем социальным группам. Внимание к вопросам чести – это внимание к личности, се статусу, ее социальным ролям.

В Московской Руси, пишет Нэиси Коллманн, честь была способом разрешения и предотвращения конфликтов, как она была дискурсом, определявшим способ взаимодействия людей в доме, семье, деревне. Она давала людям способ отношения к властям; сознание того, что их честь была частью большого социального резерва, связывавшего их с царем и, таким образом, и с Богом через официальных лиц и другие репрезентации государства. Защита чести предоставляла институты и нормы, связывавшие людей с обществом, а равно и стратегию достижения единства в окружающем мире. Это станет особенно полезным по мере того, как бюрократия и реформы будут все больше связывать индивидов с «воображаемой общиной» абсолютистского государства. Это был социальный код, способствовавший социальному подчинению и порядку. Он подчеркивал нерушимость брака и семьи, уважение социальной иерархии, уклонение от насилия словом и делом как в семье, так и в сообществе, верную службу государству, идентификацию с тем социальным положением, в котором человек рожден. Это не был социальный код, который бы способствовал переменам, инновациям и социальной мобильности, но это было как раз то, что требовалось государству. Он был особенно суров по отношению к женщинам, предписывая им полное подчинение власти мужчин и жесткий контроль за сексуальной активностью. Смирение и послушание считались ценностями, дававшими женщине честь.

3. Формирование сословности бытовой культуры, социальной психологии и повседневной жизни. Именно в XVII в. начинается складываться проблема «нескольких Россий», формирования социально-культурных общностей (иной раз еще и с этнической составляющей), которые по мере развития все больше отдалялись друг от друга. В социуме возникала трагедия непонимания, а его главными объединяющими началами выступали центральная монархическая государственная власть (причем в контексте «бунташного века») и Русская православная церковь (в контексте раскола). Между тем нарастание различий в повседневной жизни, бытовой культуре и социальных стратегиях было неизбежно как в силу общего вектора сословной политики, так и по причине слабой коммуникации между разными частями огромной страны. В этих условиях единственным способом интеграции разнообразного социума оказывается имперская модель. Именно в XVII в. закладываются все предпосылки к воплощению этой модели в жизнь, что в начале следующего столетия в интенсивном режиме было реализовано Петром I.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие вопросы от пользователей