Распутин уроки французского. Характеристика главного героя

Вопрос школьника по предмету Литература

Распутин уроки французского. Характеристика главного героя

Ответ учителя по предмету Литература

Имя главного героя не указано в рассказе. Известно, что возраст мальчика — 11 лет. Он учится в 5-ом классе: «…Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь…»  «…Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году…» Внешность главного героя выглядит так: «…тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки. Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках* ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги…» (*чирки — обувь)  «…от стыда и неловкости за себя я еще глубже запахивался в свой кургузый* пиджачишко…» (*кургузый — короткий, тесный) Действие рассказа происходит в 1958 году — в тяжелое время после войны 1941-1945 гг. В это время многие люди живут бедно: «…в скором будущем, как залечим раны войны, для всех обещали счастливое время…»  Главный герой — мальчик из бедной семьи. Судя по всему, отец мальчика умер и мать одна содержит троих детей: «…Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет — некуда…»  «…ведро картошки — под весну это было немалое богатство…»   «…Мать потому и отправляла мне хлеб, что денег у нас не водилось…» Главный герой — старший ребенок в семье. У него есть младшие сестра и брат: «…нас у матери было трое, я самый старший…» Семья мальчика живет очень бедно. Они питаются только хлебом, картошкой, горохом и репой. Они никогда не покупают макароны или гематоген: «…Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает <…> Совсем не бывает <…> Горох бывает. Редька бывает…»  «…Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу…» Мальчик настолько беден, что он никогда не пробовал яблоки. Он видит их только на картинках: «…Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они…» С 11 лет мальчик живет самостоятельно. Он учится в школе в райцентре, а его семья живет в деревне: «…Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь…» В райцентре мальчик живет у знакомой тети Нади. У главного героя есть много товарищей, но все они остаются в деревне, когда он переезжает в райцентр: «…в деревне, там у меня товарищей много…» Главный герой — способный мальчик: «…ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя…» Мальчик хорошо учится в школе. У него по всему предметам пятерки кроме французского: «…Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея…»  «…Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки…» Главный герой — упорный, настойчивый мальчик. Он не отступает от своей цели: «…Я по себе знал: когда что-то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься…»  «…А я, кроме того, любил придумывать для себя забавы на меткость: наберу горсть камней, отыщу цель потруднее и бросаю в нее до тех пор, пока не добьюсь полного результата — десять из десяти…» Главный герой — упрямый мальчик: «…Она сделала еще попытку посадить меня за стол — напрасно. Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых…» Главный герой страдает малокровием. Врачи советуют ему пить молоко, чтобы не кружилась голова: «…Молоко мне наказано пить от малокровия, у меня часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова…»  «…Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше…»  Во время одного из уроков учительница показывает мальчику игру в «замеряшки». Она предлагает ему играть на деньги. Мальчику нравится игра. У него получается выигрывать. Благодаря игре он зарабатывает себе деньги на еду. Так учительница добивается своей цели — мальчик больше не голодает: «…И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко… заедая куском черного хлеба…» К сожалению, директор школы узнает об этих играх учителя и ученика. Директор осуждает ее за «развращение» ученика. На самом деле, она делала доброе дело — спасала мальчика от голода. Однако директор школы не вникает в суть проблемы. И учительница навсегда уезжает домой на Кубань: «…Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь…»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие вопросы от пользователей