Нужен анализ стиха Высоцкого «А мы живем в мертвящей пустоте»

Вопрос школьника по предмету Литература

Нужен анализ стиха Высоцкого «А мы живем в мертвящей пустоте»

Ответ учителя по предмету Литература

А мы живём в мертвящей пустоте… 
 

А мы живём в мертвящей пустоте, —

Попробуй, надави — так брызнет гноем…

И страх мертвящий заглушаем воем,

И вечно первые, и люди, что в хвосте. 


И обязательное жертвоприношенье,

Отцами нашими воспетое не раз,

Печать поставило на наше поколенье,

Лишило разума, и памяти, и глаз. 


И запах крови, многих веселя…

                                            1979 г.
                                      
       Этот набросок стихотворения написан в 1979 году, за год-полтора до смерти поэта. В нем чувствуется одиночество, безысходность, недовольство обществом и собой.
      Гной – это признак воспалительного процесса, который накапливается при разложении тканей. Именно таким больным — за пока скрытым внешним благополучием — видит Владимир Высоцкий современное ему общество.
Восхваление (социалистического в его время) общества, пропаганда жертвенного служения ему, по мнению поэта,  мешает критическому осмыслению настоящего и прошлого.
     Идеалы и герои социалистической революции, уже не могут служить опорой: это пустота. Страшно жить так, без идеалов, цели и перспективы, но смертельно страшны изменения, поэтому лицемерный хвалебный вой самоуспокоения идет от всех слоев общества. И тех, которым по долгу положено, и тех, которые довольны, что за них решают, как жить.
     Поэт предчувствовал развал Союза, до которого оставалось 12 лет. И последняя строчка — про запах крови – тоже предсказание Афганской войны, внесший свой вклад в распад государства.

     Но, возможно, лирический герой  не отделял себя от общества.  Измученный гастролями и находящий поддержку в стимуляторах, поэт говорил и о своем конце.

      Странно, но поэтических средств мало.

     
Эпитеты
мертвящая пустота и
мертвящий страх,
вечно первые, люди,
что в хвосте,
наши отцы,
обязательное жертвоприношение.

   
 Олицетворение
жертвоприношения. Оно и «поставило», и «лишило».

     Оно же и
метафора –. выжигающего плоть клейма.
Метафоры также «вой» и «гной».

     
Противопоставление – вечно первые и люди, что в хвосте.

     В стихотворении  мало ярких и звонких звуков, но много шипящих: Ч Щ.Ж Ш.З.С. Это создает впечатление хриплого дыхания, образ агонии.

     В наброске две строфы, написанных ямбом: пятистопным в первой и шестистопным во второй строфе; строчки с женской рифмой включают еще одну, неполную, стопу. Такая метрика создает ритм ( марша или стука сердца?) в довольно длинной строфах.
     Рифма в первая строфе опоясывающая, во второй — перекрестная.
     Общее впечатление: стихотворение вызывает раздумья. Мы можем только высказывать предположения, т.к. то, что хотел сказать автор дальше, он унес с собой. Жаль, что оно не окончено, т.к. достаточно интересно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие вопросы от пользователей