кто же раскольников преступник фанатик идеи гуманист

Вопрос школьника по предмету Литература

кто же раскольников преступник фанатик идеи гуманист

Ответ учителя по предмету Литература

если помогла:З Раскольников приходит на страницы книги из реальной жизни, бывший студент, «человек из подполья», скорее антигерой, чем положительный персонаж. Его образ вызывает скорее сочувствие, чем симпатию, в нем еще бродят тени гоголевских героев, но Раскольников всякий раз умело подавляет или вытесняет их. Раскольников имеет много черт, которые чисто по-человечески привлекают к нему внимание. Он честен, он способен к сочувствию и сопереживанию. Последние свои деньги, медь и серебро с рубля он оставляет Мармеладовым. Правда, потом хочет вернуться и забрать их, но не возвращается. Он сильный, талантливый человек. Возможно, гений. Однако место его в мире таково, что «некуда идти». Тупик, где цветное содержание жизни выгорает, и остаются только оттенки

серого.

Раскольников имеет тайную формулу существования: «Ко всему подлец-человек привыкает! » Он опускается. Нравственно. Он может позволить себе некоторую нечистоплотность. В своей похожей на фоб каморке он может спать не раздеваясь. «Он был задавлен бедностью, — пишет Достоевский, — он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Все у него дырявое, все в прорехах, в пятнах. Даже шляпа — высокий циммермановский цилиндр, — рыжая, без полей, безобразно заломленная набок. И

пусть молодое лицо его обладает совершенными чертами, все выражает в этом человеке внутренний разлад и отсутствие гармонии.

Он ходит, говорит, смеется — как в лихорадке. Это лихорадочное состояние не оставляет его до конца книги. «Кто я? Тварь дрожащая? Или право имею? » — вот цена билета в царство власти и свободы.

Все у Раскольникова — внешность, мысли, поступки — предел антигармонии. Отсюда ад повседневной жизни. Когда Раскольников решается на злодейство, в -нем пробуждается некий злодейский гений педантизма и расчетливости. Петельку для топора пришивает слева, фальшивый заклад заворачивает так, чтобы старушка помучилась, а не развязала быстро пакетик. Ради одного только:

«Свобода и власть». А главное, власть! «Над всею дрожащею тварью, над всем муравейником».

Может, и стоила жизнь никчемной старушонки этой великой цели, да только чем оценить стоимость другой невинной жертвы — тихой, богомольной старухиной сестры — Лиэаветы? Достоевский сразу и сначала понимает высшую ценность любой человеческой жизни. Ему это проще — он прошел через собственную казнь.

Это должен понять Раскольников. Автор пишет: «С самого этого преступления начинается его нравственное развитие, возможность таких вопросов, которых прежде не было». Раскольников убил. Он стал Наполеоном. Он очутился в предельной нравственной ситуации. «Неподвижная идея», владеющая его душой, лежащая в основании его философии, дала трещину. Происходит крушение его мировоззрения.

Человек, по Достоевскому, открыт для добра и Бога. Этот путь уже прошел сам писатель. Результатом его стали глубокие нравственные и религиозные переживания. Достоевский щедро делится ими, перенося многое из пережитого на образ Раскольникова. Вплоть до таких мелочей, как Евангелие под подушкой в каторжном госпитале. Здесь сходятся рисунки внутренней духовной биографии писателя и его героя. И в этом одна из причин того, что роман имеет очень светлый и счастливый конец.

Раскольников обретает любовь и душевное успокоение. «Но тут начинается новая история, — пишет Достоевский, — история постепенного обновления человека».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие вопросы от пользователей