Как проходил процесс христианизации народов Сибири?

Вопрос школьника по предмету История

Как проходил процесс христианизации народов Сибири?

Ответ учителя по предмету История

Ответ:

Проблема христианизации сибирского региона до сих пор не стала предметом специального научного исследования. Изучались лишь некоторые аспекты проблемы, по отдельным народам Сибири, в ограниченных хронологических пределах, в основном не позже второй половины XIX-начала XX в.

В этих условиях принципиальное значение для анализа процесса христианизации народов Сибири имеют объективные критерии. Существенные для оценки христианизации основные пути проникновения идей православия в местную этнокультурную среду: через государственно-церковные органы и посредством распространения вместе с русскими переселенцами и русской культуры.

Ряд исследователей придают критерию количества новокрещенцев, из числа местных жителей, едва ли не тотальных характер. Так, в первой половине XVII в. при царе Михаиле Федоровиче около Нарыма возникла целая деревня Новокре-щеново, в которой поселились новообращенные остяки. [1]

Важным критерием христианизации являются методы, с помощью которых идеи православия внедрялись в автохтонную среду, набор методов был разнообразным: активно использовались средства религиозного убеждения, материальная заинтересованность (практика одаривания деньгами, ценными вещами, предметами православного культа). Возможным свидетельством подобной практики является трехстворная икона с центральным образом святого старца Антипия, обнаруженная при раскопках позднесредневекового могильника Барклай.[2]. Роль материального стимула должны были играть и льготы в обложении новокрещенов ясаком, хотя в действительности, это не всегда соблюдалось, а причисление крестившихся инородцев к русским селениям или перевод их в разряд оседлых приводили к увеличению выплачиваемых налогов. [3]. Таким образом, крещение давало коренным жителям Сибири возможность попасть в ряды привилегированного сословия государевых служивых людей, что повышало их социальных статус и давало материальные блага.

В арсенал методов входили угрозы, штрафы за невыполнение православных обря-дов и крайняя форма религиозной нетерпимости- уничтожение языческих идолов, жертвенных мест, причем нередко руками самих новообращенных. Например, так было разрушено языческое капище на острове Вайгач, (в 1984-1987гг. ставшее предметом археологического обследования). [4].

Существенную роль в процессе христианизации играл также и субъективный фактор – личность проводников идей православия ( миссионеры, представители местной администрации). Конкретный человек вносил свою индивидуальность в межличностные отношения и, конечно, в отношения по поводу религии, поскольку религия, по определению С.А. Токарева , «одна из форм отношений между людьми». [5].

Среди негативных моментов процесса колонизации имели место вымогательство, совершение незаконных церковных обрядов и коммерческих сделок, пьянство и т.п., кото-рые приводили к драматическому развитию событий вплоть до убийств священников и новокрещенных «за измену вере отцов». [6].

Наглядный материал враждебных отношений по поводу религии был получен при раскопках коми-пермятского языческого святиища XV в. Внутри святилища было обнаружено захоронение ребенка в корытце из луба, покрытого берестой. Археологические данные свидетельствуют о ритуальном убийстве младенца – новокрещена, совершенного местным населением. В затылочной части находилось отверстие, пробитое топором, в височной части – отверстие кончика стрелы. Под костяком лежал медный русский крест. [7]. Состоялся так называемый «обмен ударами»: коми- пермяки продемонстрировали неприятие христианства, совершив ритуальное убийство, русские же ответили сожжением языческого капища. Такова одна из трагических страниц противоборства языческой и православной веры в истории русской колонизации Урала XV в., имевшее продолжение и в более позднее время на сибирских просторах.

Характерна противоречивая реакция местной власти и особенно центральной администрации на подобные случаи. Власть вынуждена была маневрировать между задачей сохранения мирной обстановки, обеспечивая регулярность в сборе ясака и не

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие вопросы от пользователей