Как анализировать стихотворение?

Ответ учителя по предмету Литература

Стихотворение анализируется по плану: 

   1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 

Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

         Тема стихотворения: 

         — пейзаж; 

         — общественно-политическая; 

         — любовная/интимная; 

         — философская.

         Сюжет: 

         — есть сюжет: образы событий (…каких именно…); 

         — без сюжета: образы чувств (…).

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: 

Какую лексику использует автор: 

— бытовую, повседневную 

— литературную, книжную 

— публицистическую 

— архаизмы, устаревшие слова

5. Композиция лирического произведения. 

Необходимо: 

— определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; 

— выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; 

— определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) 

— определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; 

— выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). 

Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). 

Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. 

Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. 

Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

         Композиция: размер, рифма, ритм. 

         Размер: 

         акцентный стих; 

         _ _’ _ амфибрахий; 

         _ _ _’ анапест; 

         верлибр (свободный или белый стих); 

         ‘_ _ _ дактиль; 

         дольник; 

         ‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный; 

         _ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

         Рифма: 

         аабб — парная; 

         абаб — перекрёстная; 

         абба — кольцевая. 

         анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. 

         переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

6. Поэтическая лексика. 

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. 

— выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; 

— определить своеобразие и активность использования тропов.

         Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: 

         — аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; 

         — гипербола — художественное преувеличение; 

         — ирония — скрытая насмешка; 

         — литота — художественное преуменьшение; 

         — метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют; 

         — олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; 

         — паралеллизм; 

         — сравнение; 

         — эпитет — художественное определение.

7. Стилистические фигуры: 

Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) 

— антитеза/противопоставление; 

— градация — например: светлый — бледный — едва заметный; 

— инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; 

— повторы/рефрен; 

— риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; 

— умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

8. Поэтическая фонетика: 

Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. 

— аллитерация — повторение одинаковых согласных; 

— анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; 

— ассонанс — повторение гласных; 

— эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

9. Образ лирического героя, авторское «Я». 

— сам автор, 

— рассказ от лица персонажа, 

— автор играет какую-то роль.

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие вопросы от пользователей