Вопрос школьника по предмету Литература
Какие события переживает Никита из „Детство Никиты»?
Ответ учителя по предмету Литература
К числу самых талантливых книг, в которых раскрывается внутренний мир ребенка, принадлежит и «Детство Никиты» — повесть замечательного писателя А. Н. Толстого.
Рассматриваемая на фоне произведений Аксакова С. Т. и Толстого Л. Н.
повесть «Детство Никиты» занимает свое место, обусловленное и новой исторической эпохой, и характером личной судьбы ее автора.
Автобиографическая повесть для детей «Детство Никиты» («Повесть о многих превосходных вещах» — в первом издании) написана Толстым в 1920 году для детского журнала во Франции; в 1922 году она была опубликована в Берлине, а для советских детей впервые была выпущена в 1936 году.
«Детство Никиты» — поэтическое повествование о годах формирования человека. Это самобытное, оригинальное создание творческой памяти писателя.
В произведении описывается хроника основных событий жизни героя в течение года, последнего года перед началом учения. Взаимосвязь жизни десятилетнего ребенка с жизнью природы создает своеобразный лирический колорит повествования: «Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры».
«Все это мое, — думал он, — когда-нибудь сяду на воздушный корабль и умчу.. . » Так воспринимает природу мальчик, когда летом после молотьбы едет на возу; Никита близок ей, растворяется в окружающем его мире. Вот после новогодней елки возвращается Никита один домой, проводив ребят, которые были приглашены в гости: «Никите казалось, что он едет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе».
Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического. Поэтому становится понятным столь пристальное внимание Никиты ко всему, что его окружает.
Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать окружающий мир. Он заражает этим стремлением других. Так, Лиля ищет с ним вместе вазочку, приснившуюся однажды Никите. И когда в самом деле эта вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось колечко, Никита с уверенностью говорит: «Это волшебное».
Aвтор включает в повествование картины быта. В «Детстве Никиты» Толстой представил крестьянскую жизнь безмятежной, в одних поэтических чертах, как воспринял ее сам в раннем детстве.
Толстой наделил Никиту уважением к народу. Самым авторитетным лицом Никита считает работающего на скотном дворе Мишку Коряшонка — подпаска. Это серьезный и рассудительный паренек, который, в подражание взрослым говорит с напускным равнодушием. «Никита с большим уважением глядел на Коряшонка».
Хотя Мишка и маленький, но в его замечаниях, советах и поступках уже ясно виден русский склад ума и русский характер.
Другой знакомец Никиты — вихрастый, курносый и большеротый Степа Карнаушкин с «заговоренным кулаком». Компанию деревенских друзей Никиты дополняют Семка, Ленька, Артамошка-меньшой, Нил, Ванька Черные Уши и бобылев племянник Петрушка.
Целыми днями крутится Никита во дворе, у колодца, в каретном сарае, в людской, на гумне.. . Для Никиты понятнее всего суждения Мишки Коряшонка.
Но менее важно и то, что сказал или сделал плотник Пахом, рабочий Василий, сутулый Артем.
Никита с любопытством относится к жизни деревни, крестьянских ребят, к мужицким занятиям, не понимая, правда, сложностей и тягот деревенской жизни, но в то же время стихийно, инстинктивно не отделяя себя от нее, чувствуя себя чем-то неразрывно связанным с деревней.
Повесть Толстого в ряду книг о дворянском детстве является последним звеном; здесь есть все, характерное для детства барчонка, но все же это — конец дворянской усадьбы, помещичий быт на ущербе.
Похожие вопросы от пользователей
a.has looked/ b.has been looking/ c/had looked
2)it has been raining….. yesterday.
a.for/ b.since/ c. in
3) my parents never forget the place…. they met.
a.where/ b. which/ c. when
4) i wath television all the time. i…. stop.
a. must/ b. have to/ c. can
5) you…. get up early on holidays.
a.don’t have to/ b. mustn’t/ c. can’t
6) don’t phone anybody. it’s….late.
a.too/ b.enough/ c. very.
7)if you used somebody’s ideas and thoughts in your report, you should use…
a. quotation marks / b.mass media/ c. information source
8) i don’t like to … my thing to people.
a. lend/ b. borrow/ c. give
9) this book…. in 1890.
a.is published/b. turned up/ c. will be published
10) why have you… theTV. i wanted to see the film.
a. turned off/ b. turned up/ c. turned back
Решить квадратное уравнение