Захлебнулось поле и болото Дождевой водою — дождались! Прозябаньем, бедностью, дремотой Все объято — впадины и высь! Ночь придет — родимая окрестность, Словно в омут, канет в темноту! Темнота, забытость, неизвестность У ворот, как стража на посту. По воде, качаясь, по болотам Бор скрипучий движется, как флот! Как же мы, отставшие от флота, Коротаем осень меж болот? Острова свои обогреваем И живем без лишнего добра, Да всегда с огнем и урожаем, С колыбельным пеньем до утра… Не кричи так жалобно, кукушка, Над водой, над стужею дорог! Мать России целой — деревушка, Может быть, вот этот уголок… Кейс-упражнения Упражнение 1. Внимательно прочитайте стихотворение, постарайтесь почувствовать настроение, которое оно передает. Упражнение 2. Объясните значение следующих слов. При затруднении обращайтесь к словарю. Обратите внимание на стилистическую окраску. Прозябанье, объять, кануть, забытость, коротать. Упражнение 3. Какое из слов предыдущего упражнения вы не нашли в словаре? Как вы думаете, почему? Упражнение 4. Прочитайте первую строфу стихотворения вслух. Повторение какого звука создает здесь звуковой образ льющейся воды? Как называется это средство выразительности? Упражнение 5. В той же строфе найдите созвучные слова. Каким термином они обозначаются? С какой целью автор использовал эти слова в одной строке? Упражнение 6. Найдите в стихотворении риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. Какую эмоциональную окраску придают стихотворению эти выразительные средства? Упражнение 7. Найдите в стихотворении метафоры, объясните их значение. Упражнение 8. Прочитайте словосочетания. Найдите среди них эпитеты и простые определения. Дождевая вода, родимая окрестность, скрипучий бор, колыбельное пенье. Какие из прилагательных можно заменить другими так, чтобы общий смысл словосочетания остался прежним, а какие — нет и почему? Упражнение 9. Найдите в стихотворении сравнения, объясните их значение. Что объединяет сравнения, которые автор использует для создания пейзажа (Бор скрипучий движется, как флот; родимая окрестность, словно в омут, канет в темноту)? Чем объясняется такой выбор? Упражнение 10. Прочитайте строки стихотворения, в которых используется прием олицетворения. Какую выразительную роль он здесь играет? Упражнение 11. Найдите в стихотворении пример противопоставления. Какой образ создает у читателя соединение этих слов? Упражнение 12. Найдите в стихотворении слова, которые передают состояние природы и души поэта. Какому времени года соответствует это состояние? В каких красках видится вам эта картина? Упражнение 13. Какие слова противопоставлены «осенним» словам? Какую окраску вносят они в стихотворение? Упражнение 14. Прочитайте пример градации. Прозябаньем, бедностью, дремотой Все объято — впадины и высь! Объясните, по какому признаку располагаются здесь слова? Какую выразительную роль они играют? Упражнение 15. Найдите в стихотворении еще один пример градации, объясните принцип построения. Почему эти примеры располагаются в соседних строфах? Как они связаны друг с другом? Упражнение 16. Как вы понимаете выражение «Острова свои обогреваем», вынесенное в заглавие стихотворения? Как оно связано с общим смыслом произведения? Упражнение 17. Найдите в стихотворении строки, в которых, по-вашему, выражен его основной смысл. Почему поэт называет деревушку матерью России? Упражнение 18. Устно нарисуйте картину, которую вы представляете при чтении стихотворения. Упражнение 19. Расскажите о настроении, эмоциях, впечатлении, которые вызывает у вас это стихотворение. Упражнение 20. Назовите выразительные средства, которые использует поэт в стихотворении для создания поэтического образа.

Вопрос школьника по предмету Литература

Захлебнулось поле и болото

Дождевой водою — дождались!

Прозябаньем, бедностью, дремотой

Все объято — впадины и высь!

Ночь придет — родимая окрестность,

Словно в омут, канет в темноту!

Темнота, забытость, неизвестность

У ворот, как стража на посту.

По воде, качаясь, по болотам

Бор скрипучий движется, как флот!

Как же мы, отставшие от флота,

Коротаем осень меж болот?

Острова свои обогреваем

И живем без лишнего добра,

Да всегда с огнем и урожаем,

С колыбельным пеньем до утра…

Не кричи так жалобно, кукушка,

Над водой, над стужею дорог!

Мать России целой — деревушка,

Может быть, вот этот уголок…

Кейс-упражнения

Упражнение 1. Внимательно прочитайте стихотворение, постарайтесь почувствовать настроение, которое оно передает.

Упражнение 2. Объясните значение следующих слов. При затруднении обращайтесь к словарю. Обратите внимание на стилистическую окраску.

Прозябанье, объять, кануть, забытость, коротать.

Упражнение 3. Какое из слов предыдущего упражнения вы не нашли в словаре? Как вы думаете, почему?

Упражнение 4. Прочитайте первую строфу стихотворения вслух. Повторение какого звука создает здесь звуковой образ льющейся воды? Как называется это средство выразительности?

Упражнение 5. В той же строфе найдите созвучные слова. Каким термином они обозначаются? С какой целью автор использовал эти слова в одной строке?

Упражнение 6. Найдите в стихотворении риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. Какую эмоциональную окраску придают стихотворению эти выразительные средства?

Упражнение 7. Найдите в стихотворении метафоры, объясните их значение.

Упражнение 8. Прочитайте словосочетания. Найдите среди них эпитеты и простые определения.

Дождевая вода, родимая окрестность, скрипучий бор, колыбельное пенье.

Какие из прилагательных можно заменить другими так, чтобы общий смысл словосочетания остался прежним, а какие — нет и почему?

Упражнение 9. Найдите в стихотворении сравнения, объясните их значение. Что объединяет сравнения, которые автор использует для создания пейзажа (Бор скрипучий движется, как флот; родимая окрестность, словно в омут, канет в темноту)? Чем объясняется такой выбор?

Упражнение 10. Прочитайте строки стихотворения, в которых используется прием олицетворения. Какую выразительную роль он здесь играет?

Упражнение 11. Найдите в стихотворении пример противопоставления. Какой образ создает у читателя соединение этих слов?

Упражнение 12. Найдите в стихотворении слова, которые передают состояние природы и души поэта. Какому времени года соответствует это состояние? В каких красках видится вам эта картина?

Упражнение 13. Какие слова противопоставлены «осенним» словам? Какую окраску вносят они в стихотворение?

Упражнение 14. Прочитайте пример градации.

Прозябаньем, бедностью, дремотой

Все объято — впадины и высь!

Объясните, по какому признаку располагаются здесь слова? Какую выразительную роль они играют?

Упражнение 15. Найдите в стихотворении еще один пример градации, объясните принцип построения. Почему эти примеры располагаются в соседних строфах? Как они связаны друг с другом?

Упражнение 16. Как вы понимаете выражение «Острова свои обогреваем», вынесенное в заглавие стихотворения? Как оно связано с общим смыслом произведения?

Упражнение 17. Найдите в стихотворении строки, в которых, по-вашему, выражен его основной смысл. Почему поэт называет деревушку матерью России?

Упражнение 18. Устно нарисуйте картину, которую вы представляете при чтении стихотворения.

Упражнение 19. Расскажите о настроении, эмоциях, впечатлении, которые вызывает у вас это стихотворение.

Упражнение 20. Назовите выразительные средства, которые использует поэт в стихотворении для создания поэтического образа.

Ответ учителя по предмету Литература

Ответ:

1)грустное настроение

2)объять — прижать к себе, обнять

Забытость — забывчивость, плохая память, коротать — потратить время

3)прозябанье — я его не нашла потому что считаю то что оно сильно устарело

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие вопросы от пользователей