Образы дворян в комедиях Мольера и Фонвизина

Вопрос школьника по предмету Литература

Образы дворян в комедиях Мольера и Фонвизина

Ответ учителя по предмету Литература

Граф Дорант — обедневший дворянин, который утратил возможность, но не желание «широко» пожить за чужой счет. Недаром он занимает деньги у доверчивого господина Журдена. Граф хочет улучшить свои дела бракосочетанием с богатой маркизой Дорименой. Но ухаживания нуждаются в деньгах. С этой целью Дорант использует простодушного господина Журдена. Он склонил господина Журдена к мысли, что Доримена обратила на него внимание и не против принять его ухаживания.

Для этого во дворянства не существует моральных норм, и он в пьесе выполняет роль мошенника, который пользуется чужим кошельком, одурачивая его владельца. Он уверяет Журдена в том, что его мечты стать во дворянствеем небезосновательные. О нем «сегодня шел разговор в королевской гостиной». В сущности, Дорант смеется над Журденом.

Ради осуществления своей заветной мечты — стать аристократом — господин Журден присылает маркизе ценные подарки, устраивает для нее развлечения и банкет в своем доме. С презрением относясь к Журдену, пренебрегая его, коварный и лицемерный граф льстит ему, ползает перед ним и вместе с тем обирает Журдена: граф вручает маркизе журденовские подарки от своего имени. Этим поступком Дорант окончательно втаптывает в болото свою честь. Если честолюбивый буржуа изображенный как персонаж смешной, то Дорант, который распродает титулы и свою честь, возникает в пьесе как тип аморальный.

Дорант добился благосклонности маркизы подарками, т.е. убедил ее, что он богатый. Это и стало для маркизы главным в ее решении вступить в брак с ним. В этом скрыта тонкая насмешка над обоими аристократами: маркиза ищет богатого жениха, а граф — богатую невесту. Маркиза дает согласие на брак, так как считает Доранта действительно тем, за кого тот себя выдает. Ее разочарование автор мудро вынес за границы комедии.

Мольер в комедии разоблачает таких ловких людей, которые стремятся как можно лучше устроиться в обществе, обогатиться за счет другого человека, как правило, нечестными методами.

Образ Клеонта. И Доранту, и Журдену в пьесе противопоставляется Клеонт — представитель третьего слоя, которого Мольер наделяет благородными чертами: образованностью, здравым смыслом, чувством человеческого достоинства, твердостью принципов. Он не скрывает своего происхождения и благодаря своим внутренним качествам поднимается значительно выше не только представителей своего слоя, а и многих аристократов. Своим умом и честностью такие люди, по мнению Мольера, чрезвычайно полезны для общества. Наиболее полно свой благородный характер Клеонт проявляет в своем чувстве к Люсиль, которую он любит искренне и самоотверженно.

Его жизненный принцип — не сторониться своего происхождения. «Притворяться из себя во дворянствеа,- утверждает он,- теперь никто не стыдится, и такой обычай позволяет носить краденое название. Но я, искренне говоря, смотрю на такие вещи немного иначе. Я считаю, что любой обман унижает порядочного человека. Но не к лицу прятать свое настоящее происхождение, появляться обществу на глаза под чужим титулом, показывать из себя не того, кем ты есть на самом деле».

В образе Клеонта автор показывает еще одну тему комедии — тему нравственности и благородства. Высмеивая общественные недостатки, Мольер не останавливался лишь на критике. Он старался показать современникам то, что можно противопоставить мошенничеству, зависти, жадности, лицемерию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие вопросы от пользователей