Ответ учителя по предмету Қазақ тiлi
Көрікті Көкше- Абылай Баян бастаған ел қорғандарының қонысы.
« Баянсыз қанатымды қалай жаям?!»
« Жорықта жауының бір сұлуын алып қайтқан..»
« Өлтірдім бе, інімді алаштың намысы үшін..»
« Елі үшін төккен ерлер қанын жұтқан… жер ұмытпас»
Осы жоспар бойынша балалармен бірге мазмұнын айта отырып, Баян бейнесін талдаймын.
І. «Батыр Баян» поэмасының басты тақырыбы: Туған елді, жерді қорғау.
ІІ. Идеясы: Батыр Баян бейнесі арқылы батырларды дәріптеу.
ІІІ.Жанры: Поэзия, поэма
ІҮ.Сюжеттік-композициялық талдау:
Шығарманың басталуы.
« Батыр Баян» поэмасы Мағжан ақынның көңіл-күй сезімін толғаудан басталады.
Жүрегім, мен зарлымын жаралыға,
Сұм өмір абақты ғой саналыға.
Қызыл тіл, қолым емес кісендеулі,
Сондықтан жаным күйіп жанады да,- деп ашынған ақынның ішкі монологынан басталатын поэма бірден кесек-кесек ой ағытады. « Сұм өмір абақты ғой саналыға» деп қызыл империяға ашықтан-ашық айып тағады. «Қызыл тілім кісендеулі» деп тіл бостандығының жоқ екеніне тоқталып « қызыл сұм» деген көріктеуші және «кісендеулі» деп
кейіптеу арқылы ақын поэманың тілдік қуатын арттырады. «Сұм өмір күшті уын аяды ма?»- деп өзінің ауыр тағдырын қоса жырлайды. Уақыт өтер ақынның жолы « қанды ор боп қалады» деп ақын күңіренеді, толғайды көзіне жас алады. Азаматтан дос таба алмасаң, қаламыңмен сырлас- дейді. Ендеше, ақында қаламымен сырласады.
Похожие вопросы от пользователей
Образ Сони Мармеладовой. Тема духовного подвига.
Сегодня, произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», занимает особую роль в русской литературе. Несомненно, этот роман является психологическим и открывает нам многие аспекты духовного мира человека. Он открывает нам сущность его взглядов, наглядно показывает чувства и определяет место в этом мире. Недаром Ф.М. Достоевского называют мастером психологического описания человека.
В этом произведении мы можем проследить за судьбой бедного студента – Родиона Романовича Раскольникова, человека, который стал творцом свой собственной теории о «наполеонизме». На протяжении всего романа, наш главный герой, анализирует своё деяние. Он мучается. Его терзают сомнения. Совесть не даёт ему покоя. Но всё же, он открывает для себя страшную истину – он человек «обыкновенный». «Не переступил, на этой стороне остался … Те люди «настоящие»-то властители … вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес, и стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг.» — к этому итогу приходит Раскольников на каторге.
Ф.М. Достоевский был писателем-гуманистом. Он всегда пытался показать своих героев именно с этой стороны. Поэтому он отдаёт довольно важную роль образу Сонечки Мармеладовой. Девушки, которая выступает в образе спасительницы для Родиона Раскольникова. Именно поэтому она начинает играть довольно активную роль в момент раскаяния главного героя. Говоря об образе Сони, можно заметить, что на его примере автор показывает нам как раскрывается в романе тема духовного подвига.
О Соне Мармеладовой мы узнаём уже с первых глав романа. Она является нам в образе девушки с «жёлтым билетом», который создаёт её отец при разговоре с Родионом. С первого упоминания о ней мы понимает, что она пришла к такой жизни невольно. Пойти по такому пути её вынудила нелёгкая судьба. Соня, будучи добросердечным и ранимым человеком, не могла смотреть на то, как мучаются её родные. Тогда, она принимает решение, которое навсегда меняет её жизнь. Девушка становится вынуждена пойти по пути «жёлтого билета». Далее мы знакомимся с Сонечкой и её образом в доме Мармеладовых. И тогда, у постели умирающего отца, образ героини складывается воедино. Срастается из миллионов мелких осколков. И мы понимаем, что её крикливо-нищенский наряд-это полная противоположность её внутреннего мира.
Сама же Соня считает себя «великой грешницей». Мысль о непростительном поступке давно терзает её душу. Это заставляет девушку чувствовать себя беспомощной. Она робеет «перед всем и каждым». Она спасается только верой в Бога: «Что ж бы я без бога-то была?». Она «верит, что всем справедливость должна быть … И хоть мучайте её, она несправедливого не сделает». Именно такой Ф.М. Достоевский показывает нам Софью Семёновну.
Сонечка играет важную роль в судьбе Родиона Раскольникова. Её нравственная красота, её добрая душа, её безграничная вера заставляют нашего главного героя задуматься над моральной стороной своих действий. Именно такой образ нужен был Достоевскому для спасения и очищения своего героя. Образ девушки, которая поддерживает падших на грани их окончательного падения.
Соня Мармеладова, жертва несправедливого и жестокого мира. Она выступает в романе от лица всех «униженных и оскорблённых». Героиня обладает добрым сердцем и истинной верой, что и помогает ей выжить в этом алчном обществе. Она способна видеть горе и сопереживать каждому человеку. Переступая через себя, Софья, такая хрупкая и ранимая, всем силами пытается оказать помощь всем нуждающимся (и в первую очередь — родным). Девушка идёт по пути «разврата», но «настоящий разврат ещё не проник ни одною каплей в её сердце». Таким образом, Ф.М. Достоевский раскрывает нам тему духовного подвига.
Безусловно, Софье Семёновне, в романе «Преступление и наказание» отводиться одно из главных мест. Именно она является «спасителем» человеческой души и воплощением непоколебимой веры в силы добра.
1) во все (стороны) — определительное, мн.ч., вин. падеж
2) несколько (минут) — неопределённое, им. падеж
3) себя (помнить) — возвратное, род. падеж
4) у его (друга) — личное, 3-е лицо, ед.ч., род. падеж