Вопрос школьника по предмету Литература
напишите сочинение сопоставительную характеристику двух персонажей
Ответ учителя по предмету Литература
Сравнительная характеристика
Сравнительная характеристика — один из самых популярных сегодня типов школьных сочинений. По сути это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений.
Многие герои в русской литературе даны «парами»:
Онегин — Ленский,
Онегин — Татьяна,
Онегин — автор,
Печорин — Грушницкий,
Базаров — Аркадий Кирсанов,
Базаров — Павел Петрович Кирсанов,
Пьер — Андрей,
Кутузов — Наполеон и т. д.
Сравнительная характеристика часто помогает нам по-новому увидеть, казалось бы, известных героев. Во вступлении к такому сочинению мы определяем проблему, над которой будем работать, ведь нам важно не сравнение само по себе. Сравнение персонажей — только способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса и т. д. «Беспроблемным» такое сочинение быть не может.
Формулировки тем могут быть достаточно традиционными («Обломов и Штольц в романе И. А. Гончарова «Обломов»), а могут содержать и некий новый поворот («Базаров и Николай Кирсанов. Значение образов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»). В любом случае главное слово в формулировке, определяющее композицию такого сочинения — союз «и».
Сравнительную характеристику ни в коем случае нельзя превращать в пересказ — рассказывать сначала об одном, потом о другом герое. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам или в сходных (аналогичных) ситуациях. «Образно говоря, если вы сказали, что у одного героя голова похожа на редьку хвостом вверх, то тут же обрисуйте и форму головы другого, и непременно с упоминанием редьки и ее хвоста», — замечает автор прекрасной статьи «Сравнивайте грамотно! » З. А. Блюмина. («Литература». Приложение к журналу «Первое сентября» №10, 2000 г. , с. 8).
Разделив сравнение на серию более мелких сравнений, можно двигаться вслед за текстом, анализируя эпизоды и сравнивая наших героев (при этом не выпуская из виду поставленную проблему!) . Допустим, сравниваем:
первое появление героя
портрет
окружающую жизненную обстановку
отношение с близкими ему людьми, с социумом
поведение в сходных ситуациях
авторское отношение к герою и т. д.
Вот, кстати, и план-схема вашего сочинения.
Анализ текста, штрихов к портрету, «говорящих» деталей, речи — это и будут наши аргументы. Обратите особое внимание на те художественные средства, с помощью которых автор изображает своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности лексики, относящейся к герою, детали, создающие настроение. В художественном произведении ничего случайного не бывает. Например, почему Свидригайлов появляется в каморке Раскольникова после третьего сна, сна-кошмара, буквально сливаясь с ним, как бы вырастая из этого сна?. . Во всяком сравнении интересно найти свою «изюминку», и часто сравнительная характеристика приводит нас к новому, неожиданному видению, казалось бы, хорошо знакомого. Сравнивая различных, противоположных по качествам характера персонажей, мы порой обнаруживаем их сходство, и наоборот: во внешне сходных героях — глубокое различие.
Так, размышляя над образам такого энергичного, деятельного Штольца и наблюдая его в конце романа, когда он счастлив в своем обособленном, ограниченном, уютном мирке — в доме на берегу моря, «увитом виноградом», думаешь невольно: как это похоже на «облагороженную» Обломовку, где жизнь течет правильно и равномерно и куда не долетают тревоги окружающего мира!
Сравнивая, обращайте внимание на то, главный это герой (герои) или второстепенный, на место, которое занимают герои в композиции произведения.
Очень важно отметить динамику образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения.
Завершая свое сочинение, не забудьте о главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас такое исследование
Похожие вопросы от пользователей
Шаги и треск сучьев слышались всё ближе,ближе.