Чем картина Девятый вал напоминает об античном мире?

Вопрос школьника по предмету История

Чем картина Девятый вал напоминает об античном мире?

Ответ учителя по предмету История

До И. Айвазовского море редко изображалось русскими художниками, а его ранние

произведения отличаются пленительной тишиной. Восход или закат солнца, штиль,

сияющая над морем луна — все изображалось художником с тонкой поэзией.

Но к середине XIX века, вместе с ростом реализма во всем русском искусстве, И.

Айвазовский тоже расширил круг своих творческих интересов и тем.

Он стал изображать волнение на море, приближение бури, шторм.

Одновременно росло и его творческое мастерство, в основе которого лежало

внимательное изучение натуры, накапливание в памяти «впечатлений живой

природы» .

Своим названием картина обязана распространенному мнению, будто бы каждый девятый вал во время шторма является особенно большим и страшным, превосходящим все другие.

На своем полотне И. Айвазовский изобразил рассвет после бурной ночи. За обломок мачты погибшего корабля цепляются четыре человека в восточной одежде, уцелевшие после кораблекрушения. Пятый старается выбраться из воды на мачту, ухватившись за падающего с нее своего товарища.

Им ежеминутно угрожает гибель среди обрушивающихся на них валов, но они не теряют

надежды на спасение.

Восходящее солнце своим золотистым сиянием пронизывает водяную пыль, повисающую в воздухе, валы и пену, срываемую ветром с их гребней. Красочное великолепие раннего солнечного утра над

волнующимся еще морем передано И. Айвазовским с замечательной смелостью и силой.

Он соединил в одно целое золотистые, сиреневые, зеленые и синие тона. В картине

все находится в движении, и зрителю порой кажется, что цвета эти сменяют друг

друга вместе с вздымающимися и рушащимися волнами. В смене тонов перед ним то

проносится облачный туман, согреваемый солнечными лучами, то взлетает

просвечивающий зеленый вал, то тяжело спадает темно-синяя волна, скрывающая под

собой холодную и мрачную глубину.

Редкий и необычный в живописи мотив, переданный к тому же романтически-воодушевленно, является, однако, вполне реальным. Писатель И. А. Гончаров, мастер изображения моря в русской литературе

(вспоминавший в своем романе «Фрегат «Паллада» И. К. Айвазовского) , писал о

подобных же явлениях: «Бледно-зеленый, чудесный, фантастический колорит. .

Через минуту зеленый цвет перешел в фиолетовый; в вышине несутся клочки бурых и

палевых облаков, и, наконец, весь горизонт облит пурпуром и золотом».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие вопросы от пользователей