сообщение о произведении В.Гаврилина «перезвоны»  ССРРООЧЧННОО

Вопрос школьника по предмету Музыка

сообщение о произведении В.Гаврилина «перезвоны»  ССРРООЧЧННОО

Ответ учителя по предмету Музыка

По прочтении В. Шукшина. Хоровая симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя, ударных и чтеца. Московский камерный хор под управлением В. Минина.

«Особенно широкий резонанс получило многочастное хоровое сочинение — симфония-действо «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина) — большая музыкальная фреска народной жизни, ставшая сенсацией сезона. Звоны в ней — как символ жизни в её разных ипостасях. Одно из самых масштабных и значительных произведений композитора, «Перезвоны», по словам О. Беловой, «прозвучали, как громкий набат, взывающий к совести, к памяти, к человечности: береги, не убей в себе духовное, не завидуй лукавым и преуспевающим, твори добро, возлюби красоту».

Это сочинение в форме оратории, действа (хоть и без сценического решения), что ставит слушателя перед задачей его осмысления. Однако словесный текст не дает повода для связывания всего в логически выстроенный сюжет. Масштаб содержания: от современной песни до древнего знаменного пения.

Первым исполнил «Перезвоны» известный Московский камерный хор под управлением Владимира Минина. Но прежде фрагменты звучали в театре имени Вахтангова в Москве в постановке спектакля «Степан Разин». Тема Степана Разина (его величественной души, в которой соединились бесшабашная удаль с высоким порывом духа и нежными воспоминаниями о детстве) и стала главной темой «Перезвонов». «Это написано кровью сердца; живая, современная музыка, глубоко народного склада и современного мироощущения, рожденная на наших просторах», — так отозвался о «Перезвонах» композитор Г. Свиридов.

Подзаголовок произведения: «По прочтении В.М. Шукшина». Судьба Василия Шукшина не могла не волновать гражданскую натуру композитора. Их линии жизни схожи: выходцы из российской глубинки, они своим талантом и трудолюбием проторили дорогу в большое искусство. И тема их творческих исканий — осмысление русского характера. Здесь и лирика, и элементы народных праздников, деревенских посиделок, отзвуки старинных былин, и, одновременно, мы слышим послевоенную деревню, современную жизнь России.

Здесь и пение соло, игра гобоя, напоминающая пастушескую дудку, есть чтение, хоры — всё не прямолинейно, символично. К примеру, «Смерть разбойника» — это легенда о человеке, кающемся перед смертью. Хор «Дорога» — суровая, трагическая дорога, полотно народной жизни.

Вспоминается Н.В. Гоголь: «Манящее в слове дорога — это не почтовый тракт, а что-то дикое, вечное для нашей несчастной Родины». Из песен и хоров встает вольная перезвонная Русь.

За это масштабное сочинение в 1985 году Гаврилин был удостоен Государственной премии СССР.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие вопросы от пользователей