Вопрос школьника по предмету История
развитие литературы в XIX веке
Ответ учителя по предмету История
XIX век принято считать «золотым» для русской литературы. В этот период происходит становление русского литературного языка, основных литературных жанров, появляются имена, прославившие русскую литературу по всему миру. Россия активно включается в общеевропейские процессы, в том числе в области литературы, становится для европейцев объектом внимательного наблюдения и изучения. Если Ломоносов и Радищев оставались неизвестными западу, то литераторы XIX века, напротив: их произведения переводят и читают, авторов считают носителями такого же круга идей[9].
В значительной мере росту интереса к литературе в России способствовали реформы, предпринятые в начале XIX века Александром I. В первой четверти века открывается целый ряд высших учебных заведений в крупнейших центрах России: университеты (в Казани, Харькове, Вильне, Дерпте), институты, училища, лицеи (среди них Царскосельский), которые постепенно становятся центрами культурной жизни и очагами литературного движения[9].
По мнению советских литературоведов середины XX века нельзя механически перенести традиционную схему: от классицизма через сентиментализм и романтизм к реализму на русскую почву в связи с своеобразием русского исторического процесса и его литературного выражения. Этот переход в России происходит за несколько десятилетий, в отличие от Европы, где потребовалось несколько столетий[9]. Но уже к 80-м годам XX века возобладало мнение, что именно эта схема (с различными промежуточными и смешанными этапами) наиболее полно отражает развитие литературы на протяжении XIX столетия[10]. Сентиментализм был очень популярен в начале XIX века и ярче всего проявился в драматургии (пьесы В. А. Озерова, Н. Ильина, В Фёдорова)[11].
По оценкам советских литературоведов, русская национальная литература развивалась на базе роста национального сознания. Усиливалась общественная значимость литературы, движение к народности. Хотя А. И. Тургенев утверждал, что громадное число князей не могли и двух строк связать на русском, писали свои произведения на французском и других иностранных языках (кн. Зинаида Волконская, князь Белосельский-Белозерский и др.), эта тенденция все меньше влияла на развитие русской литературы[9]. С ростом просвещения отмирали культурно-исторические условия существования и развития литературы, придававшие ей ранее классовую и сословную ограниченность. Духовенство окончательно уходит из литературы, она становится светской, освобождается от авторитарности церкви. С другой стороны в науку и литературу широким потоком вливаются представители демократических слоёв населения[9].
Расширялась тематика художественной литературы. В сферу ее интересов стали входить темы личности, семьи, социально-политических отношений, национального прошлого и национального быта, природы, родной страны и т. д.[9]
В первые десятилетия происходит ожесточенная полемика между реформаторами языка, сторонниками сближения языков литературного и разговорного (карамзинисты), объединившимися в 1815 г. в литературное общество «Арзамас» и их противниками, из общества «Беседа любителей русского слова» во главе с А. С. Шишковым[11]. Но решение вопросу дал лишь А. С. Пушкин — основоположник национального языка русской литературы[9].
Работа Н. М. Карамзина над «Историей государства Российского» способствовала пробуждению в обществе интереса к своей истории[9], зарождению жанра исторического романа. Ценным источником для русской литературы стала война 1812 года. Это действие ярко показал в своей национальной эпопее Лев Толстой[9].
Карамзин и Жуковский расширили жанровые возможности русской литературы, сделали человека и его переживания предметом пристального внимания художника, выработали гибкий, богатый оттенками язык, способный передавать самые утонченные душевные переживания; они были и проповедниками уважения к человеческой личности[9]
Похожие вопросы от пользователей
1 ___ room 25 is on ___ 3d floor. 2. ___ lecture begins at ___ 9 o’clock in ___ morning. 3. ___ 5 o’clock tea is ___ tradition in England. 4. Open ___ textbook on ___ page 20 and look at ___ picture at ___ top of ___ page. 5. ___ February is ___ shortest month of ___ year. 6. He read ___ story from ___ beginning to ___ end. 7. ___ New Year begins on ___ 1st of ___ January. 8. She is in ___ 10th year at ___ school and her brother is ___ 3d year student at ___ university. 9. ___ number 10, Downing Street is ___ residence of ___ British Prime Minister.
B. 1. ___ fish is more useful than ___ meat. 2. Don’t drink ___ milk, it is very cold. 3. ___water in ___ river is quite warm this summer. 4. Can you bake ___ bread? 5. ___ bread isn’t enough for ___ three of us. 6. I take ___ coffee with ___sugar. 7. ___ English like to drink ___tea with ___ milk. 8. ___ man can’t live without ___ air. 9. There was ___smell of ___ spring in ___air. 10. You married her not for ___ love but for ___ money.
соответствующей форме.
1. У меня есть два брата. 2. У моего друга есть собака. 3. У моего от-
ца нет летней шляпы. 4. У меня есть время, чтобы заниматься английским
языком. 5. У нас будет английский завтра. 6. У них будет новая машина.
7. У нее была хорошая ручка. 8. У наших друзей будет скоро телевизор.
9. У нас завтра не будет занятий. 10. У нашей школы не было своего
спортклуба. 11. У меня не было занятий вчера.
2)Переведите и задайте следующие вопросы, употребляя глагол
to have (to have got).
1. У кого есть ручка? 2. Есть ли у вас бумага? 3. Была ли у вас маши-
на? 4. Было ли у вас вчера занятие по английскому языку? 5. Когда у нас
будет собрание? 6. Были ли у вас часы, когда вы были школьником?
7. Сколько у вас было книг? 8. Сколько у вас карандашей? 9. Какие газеты
были у Николая? 10. Какие уроки будут у нас завтра? 11. Когда у вас будет
новый портфель?