Ответ учителя по предмету Литература
Рассказ посвящен военным действиям на Кавказе во второй половине XIX века. В это время шла кровопролитная война за присоединение Кавказа к России. Горские народы оказывали упорное сопротивление, захватывали русских солдат в плен. Русские обозы могли передвигаться от одной крепости к другой только под усиленной охраной. Л. Н. Толстой сам был участником боевых действий и описывал события, имея представление о реальной картине событий, поэтому рассказ «Кавказский пленник» можно с полным правом назвать былью.
Главными участниками событий в рассказе стали два русских офицера — Жилин и Костылин.
Жилин получает письмо от матери с просьбой приехать домой навестить ее, отпрашивается в отпуск и выезжает из крепости.
Рассказ построен на сопоставлении главных героев. Оно начинается уже с их фамилий. Жилин — от слова «жила» , т. е. сильный, выносливый человек. Деревяшка под названием «костыль» всегда служит только подпоркой, а то и обузой своему спутнику. Так и Костылин мешал Жилину во всем. По вине Костылина Жилин попал в плен и не удался их первый побег.
Жилин – сильный, волевой человек. Он не рассчитывает на мать, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль, прежде всего, хотел донести до читателя автор. Костылин – беспомощный, слабый физически и морально, надеется только на выкуп, который пришлет его мать. Костылин не смог убежать из плена. Он остался не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться из плена внешнего.
Сравнивая двух героев во всем — от внешности до поступков и мыслей, мы видим, что симпатии писателя, а соответственно, и читателей полностью на стороне Жилина — простого, храброго, честного русского офицера. На Костылина же ни в чем нельзя положиться.
Всё творчество Л. Н. Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник» , мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.
Л. Н. Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед.
Похожие вопросы от пользователей
1) У нашего Учителя были розовые уши, словно он только что пришел с мороза. 2) Даже летом, когда было ветрено, он тер их попеременно ладонью. 3) Глаза у него подвижные, живые — два синих кружочка. 4) На уроке они превращались в два маленьких экрана. 5) В глазах Учителя извергались вулканы, сползали ледники и обрушивались дожди… из лягушек.
6) Я хорошо помню, как Учитель вошел в класс, энергично потер ладонью розовое ухо и с порога объявил:
7) — Вчера в Новой Каледонии выпал дождь из лягушек.
8) Класс подпрыгнул и громко рассмеялся.
9) — Лягушкам было не до смеха, — совершенно серьезно сказал Учитель. 10) Сильный ураган оторвал их от родного болота и со страшной скоростью понес над океаном. 11) Беспомощно расставив перепончатые лапки, лягушки летели, как птицы. 12) И, вероятно, жалобно квакали. 13) Не думаю, чтобы им нравилось лететь. 14) Потом ветер неожиданно ослаб, и лягушки вместе с потоками дождя стали падать на землю.
15) Мы посмотрели в глаза Учителю и увидели себя с раскрытыми зонтиками, и почувствовали, как лягушки упруго плюхались на купола зонтиков. 16) Девочки даже взвизгнули.
17) Однажды Учитель подошел ко мне, положил на плечо руку и сказал:
18) — У каждого из нас есть вечный двигатель. 19) У тебя, например.
20) Ребята удивленно переглянулись, а я уставился в два синих экрана, ища в них ответа. 21) Глаза Учителя загадочно светились.
22) -У меня нет… вечного двигателя, — сказал я.
23)- Есть.
24) Я задумался. 25) Я перебирал в памяти все, что было у меня «движущего»: самокат, велосипед, ролики, самолетик с резинкой вместо моторчика. 26) Ничего не двигалось само по себе и тем более вечно.
27) — Он всегда при тебе. 28) Он и сейчас с тобой!
29)Учитель как бы играл со мной в «жарко-холодно».
30) Я пошарил в карманах, заглянул в портфель, но ничего похожего на вечный двигатель не обнаружил.
31) — Твой вечный двигатель у тебя в груди, — не сводя с меня глаз, сказал Учитель. — 32) Это — твое сердце. 33) Оно бьется день и ночь, зимой и летом. 34) Без отдыха, без перерыва… вечно.
35) Я невольно приложил руку к груди и почувствовал слабые, мерные толчки своего сердца. 36) В классе стало тихо, все ребята слушали, как работает их вечный двигатель.
37) Так Учитель постепенно открывал нам неведомый мир, и после его открытий жизнь становилась удивительной, почти сказочной. 38) Обычные вещи он умел повернуть такой неожиданной гранью, что они сразу менялись и все обретали новое значение. 39) Но главная его наука ждала меня впереди.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: Почему Учитель как бы играл в «жарко-холодно»?
1) Учитель хотел предупредить героя об опасности.
2) Учитель хотел, чтобы ребята задумались, самостоятельно нашли ответ.
3) Учитель ждал, что кто-нибудь из ребят сделает доклад о вечном двигателе.
4) Учитель ничего не рассказывал ребятам о вечном двигателе человека.
Ответ: ___________________________.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение:
1) Я перебирал в памяти все, что было у меня «движущего», самокат, велосипед, ролики, самолетик с резинкой вместо моторчика (предложение 25).
2) В классе стало тихо, все ребята слушали, как работает их вечный двигатель (предложение 36).
3) Беспомощно расставив перепончатые лапки, лягушки летели, как птицы (предложение 11).
4) Учитель как бы играл со мной в «жарко-холодно» (предложение 29).
Ответ: ___________________________.