Как строить интервалы?

Вопрос школьника по предмету Музыка

Как строить интервалы?

Ответ учителя по предмету Музыка

Интервалы строить немного сложнее, чем аккорды, так как при построении аккорда мы можем опираться на предыдущий звук и строить аккорд согласно интервальному составу, в то время как интервал представляет собой два звука, взятых последовательно или одновременно. Главным нюансом при построении интервала, но мой взгляд, является соблюдение количества его тонов. Некое подобие таблицы интервалов в пределах от примы до октавы приведу ниже:

_____________________________________________________________

Интервал                    Кол-во ступеней               Кол-во тонов

чистая прима(ч.1)                  1                                       0

малая секунда(м.2)                 2                                      1/2

большая секунда(б.2)             2                                        1

малая терция(м.3)                 3                                       1,5

большая терция(б.3)             3                                         2

чистая кварта(ч.4)                4                                       2,5

чистая квинта(ч.5)                5                                       3,5 

малая секста(м.6)                  6                                        4

большая секста(б.6)              6                                       4,5

малая септима(м.7)               7                                        5

большая септима(б.7)           7                                       5,5

чистая октава(ч.8)                8                                        6
_____________________________________________________________


То есть если в задании сказано построить интервал от конкретного звука (или от конкретной ступени какой-либо тональности), то мы просто от указанной ступени отсчитываем нужное количество тонов.

Например: 

1) б.3 от звука ре. В б.3 2 тона. Считаем: ре-ми — 1 тон, ми-фа — 0,5 тона, фа-фа# — 0,5 тона. Таким образом, б.3 от ре будет звучать так: ре-фа#

2) б.7 от соль. Строить б.7 очень просто: он отличается от ч.8 на полтона, то есть мы от данного звука вначале строим октаву, а затем верхний звук интервала понижаем на 0,5 тона. б.7 от соль: соль-фа#.

Но можно и посчитать как в первом примере: в б.7 5,5 тонов. соль-ля — 1 тон, ля-си — 1 тон (в сумме уже 2), си-до — 0,5, до-ре — 1, ре-ми — 1, ми-фа — 0,5, фа-фа# — 0,5. В сумме 5,5 тонов, как это и требуется.

Считать количество тонов действительно важно, так как в связи с неправильным подсчетом велика вероятность ошибки. Например:

Построить ч.5 от звука си
Некоторые учащиеся просто дописывают сверху звук фа, мол, чего там считать-то, если ступеней пять. Но, подсчитав кол-во тонов, мы обнаружим, что их 3 вместо требуемых 3,5. Правильным вариантом ч.5 от си будет интервал
си-фа#, а интервал си-фа, как и любой интервал величиной в три тона, так и называется: тритон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие вопросы от пользователей