Как наука действует на исскуство , и как исскуство действует на науку ?

Вопрос школьника по предмету Музыка

Как наука действует на исскуство , и как исскуство действует на науку ?

Ответ учителя по предмету Музыка

Современная наука – это поистине рецепт жизни.

Наука участвует в той или иной степени во всех

видах творчества, обслуживает все виды

материальной и духовной деятельности людей,

плодами которой пользуются все члены общества.

Однако развитие науки – это важная, но не

единственная ветвь культурного прогресса. Другой,

не менее важной, является развитие его

гуманитарной ветви, эстетической культуры и его

ядра – искусства, в первую очередь.

Искусство – самая многоплановая характеристика

общества: здесь вся его биография, его анамнез и

эпикриз, обвинительное заключение и аттестат его

социальной зрелости. Но искусство – не только

портрет, но и автопортрет данного общества.

Искусство сегодня – барометр, чутко реагирующий

на все изменения в политической, нравственной,

духовной атмосфере общества.

Поскольку характер развития науки и искусства в

каждую эпоху детерминируется в конечном итоге

социальными факторами, отражающими особенности

этой эпохи, сциентистский характер нынешнего

столетия, несомненно, сказывается и на современном

искусстве, как и на всей эстетической культуре в

целом.

Действительно, наука воздействует и на факторы,

обусловливающие состояние и развитие искусства и

определяющие самые различные его параметры.

Наука воздействует и на самое искусство, причем

на самые различные его компоненты, стороны,

аспекты – на сам процесс художественного

творчества, на его субъекта – художника, на

продукты этого творчества, влияя таким образом на

его содержание и формы, направление, масштабы и

даже темпы развития, определяя, в известной мере,

его эффективность, его социальную значимость.

Преобразуя окружающий мир,

оказывая многоплановое влияние на самого

человека, наука воздействует и на

объект искусства. Наука, далее, вооружает

художника новейшими и достовернейшими

знаниями о мире, обществе, о себе самом,

воздействуя на его духовный мир,

определяя всю философию его жизни и творчества.

Наука воздействует не только на

характер и содержание творчества, не только на его

формы, но и направление его

развития, на количественные и качественные

характеристики, формы и средства

тиражирования, распространения и восприятия, на

эффективность воздействия

художественных произведений, на способах их

хранения и репродукции. Проблема взаимоотношений науки и искусства –

традиционный объект

философского анализа, неизменно требующий своего

переосмысления в свете нового

исторического опыта. Но при этом она неизменно

остается исключительно

многогранной проблемой, требующей всестороннего

анализа разнообразными

инструментами исследования.

Проблема эта включает широкий

спектр взаимосвязанных вопросов – о

взаимном воздействии науки и искусства, об их

общности и различиях , каждый

из которых оказывается в неразрывной связи с

множеством более частных проблем.

В силу этого она выступает то, как проблема

соотношения различных видов творчества, форм

мышления, форм отражения

действительности (таких как эмоциональное и

рациональное, образное и

понятийное, художественное и теоретическое и т.д.),

что проявляется в

соответствующих традициях, течениях, школах; то в

более широком аспекте – как проблема соотношения

двух сфер культуры ,

или, в иной формулировке, как соотношение двух

культур (технической и

гуманистической).

Проблема соотношения между

искусством и наукой не исчерпывается

рассмотрением вопроса об их связи,

определением степени или характера этой связи

(воздействие, взаимодействие,

тождество и т.п.). Связь эта – одна из сторон

сложного диалектического

соотношения, ибо общность науки и искусства

неразрывно связана с их различием,

их спецификой и изучение одной из сторон

оказывается неполноценным. Общность здесь

проявляется в различии, а последнее таится в самом

единстве , соответственно чему

исследование проблемы общности и единства между

наукой и искусством требует диалектического

подхода,

диалектического анализа и оценки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие вопросы от пользователей