Изначально представление о гражданине в европейском смысле этого слова возникло в Древней Греции и античном Риме. Слово «общество» (civitas) было образовано от слова «гражданин» (civis). Общество и рассматривалось как совокупность граждан. Причём оба эти понятия для римлян были связаны с городом и государством: citer – означало «в городе», а не в деревне. Именно город как бы олицетворял государство и соответственно гражданское общество: civis (гражданин) – civilis (гражданский, культурный) – civilitas (обходительность). Отсюда и «цивилизация». И в русском языке находим ту же семантическую основу: город (град) – горожанин (гражданин).
Уже в Древнем Риме понятие «гражданин» тесно увязывалось с правами (привилегиями) и обязанностями, то есть с тем, что составляет правовой статус человека в государстве. В последующем понятие «гражданин» изменяется, его собственно правовая основа частично замещается социально-нравственной. Гражданином называют того, кто проявляет общественную активность. По мнению правоведа Л. В. Лазарева: «Гражданин – это тоже человек, но уже рассматриваемый как участник политической и правовой жизни общества… К человеку как к гражданину данного государства адресуются правовые установления, законы этого государства. Именно как гражданин он обладает правами, свободами и несёт обязанности, предусмотренные конституцией, законами. Именно как гражданин он получает право на защиту со стороны государства внутри и за пределами своей страны. Таковы правовые последствия принадлежности лица к государству».
В России звание «гражданин» издавна было почётным, хотя до 1917 г. население страны состояло не из граждан, а из подданных. Достаточно сослаться на то, что нижегородский посадский, позже земский староста Кузьма Минич Минин (?—1616), возглавивший вместе с князем Дмитрием Михайловичем Пожарским (1578–1642) Второе земское ополчение 1611–1612 гг. против польско-литовской интервенции, получил почётный титул «гражданин» и остался в отечественной истории как гражданин Минин.



1. Составьте план приведённого текста.
2. Какова история слова «гражданин»?
3. Что означало понятие «гражданин» в Древнем Риме?
4. Какова его современная характеристика?
5. Назовите правовые последствия принадлежности лица к государству.
6. Почему в России звание «гражданин» считалось почётным?

Ответ учителя по предмету Обществознание

1) План:

а) Понятие о гражданине в Древних Греции и Риме

б) Связь понятия «гражданин» с городом

в) Анализ понятия и современное представление о гражданине

г) Место звания «гражданин» в России.

2) Слово «гражданин» зародилось в том смысле, в котором мы его привыкли понимать, в Древних Греции и Риме (лат. civis). Слово связывали с городом (лат. citer — «в городе»), как с нечтом цивилизованным. По аналогии в русском языке гражданин так же связывается со словом «город» (град, гражданин).

3) В Древнем Риме это понятие означало человека цивилизованного, городского, приобщенного к обществу. Это было почетное звание.

4) В современном представлении гражданин — это полноправный житель страны, имеющий ряд правовых привилегий, защищенных конституцией и законодательством, а также обязанностей. Зачастую под этим понятием имеется в виду не только правовой статус, но и социально-нравственный, то есть гражданин — это человек с активной гражданской и политической позицией.

5) Лицо, принадлежащее к государству и называющееся гражданином, имеет все те права, которые предусмотрены ему конституцией этой страны и которые никто не в праве ущемлять. Также он имеет не только права, но и некоторые обязанности, установленные законом.

6) В России звание «гражданин» считалось почетным по той причине, что население России составляли подданные, то есть люди, не имеющие прав, защищенных конституцией и законом, а только обязанности. Поэтому перевоплощение подданного в гражданина представляло собой очень почетное возвышение правового статуса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие вопросы от пользователей