Вопрос школьника по предмету Литература
напишите прошу сочинение на тему» Белый пароход» пожалуйста срочно нужно
Ответ учителя по предмету Литература
Для всех произведений Ч. Айтматова, а для повести “Белый пароход” в частности, характерна тема добра и зла как центральная тема творчества писателя.
Проблема добра и зла — это одна из вечных тем в литературе. Она звучит в произведениях Данте и Шекспира, находит отражение в русской классической литературе. Эта тема является «основой многих сказок и легенд. Но если в сказках добро почти всегда торжествует, а зло наказывается, то в действительности не всегда бывает так. Во многом, по-моему, повесть “Белый пароход” интересна тем, что в ней одновременно сосуществуют и современная жизнь и древняя легенда, причем проблема добра и зла разрешается отлично от привычного исхода. Еще одна особенность постановки вопроса добра и зла в этом произведении — в его переплетении с национальными проблемами при разном восприятии моральных и духовных ценностей и законов, в частности характерных для киргизов.
Живущий в этой сложной действительности главный герой повести, семилетний мальчик, делит и свой мир на два измерения: реальный мир и древний мир, фантастический мир сказки и легенды, добра и справедливости, который как бы компенсирует несправедливости реальности, а их много. Мальчик оставлен родителями на попечение деда. И у отца, и у матери уже другие семьи. Живет мальчик с дедом Момуном на далеком лесном кордоне, где их родственник Орозкул все время притесняет, унижает их. Дед не мог защитить внука от жестокостей и несправедливостей сего мира, ибо сам был слаб. В повести, как, увы, и в жизни, получается так, что лучшие люди бедны, несчастливы, унижены теми, кто имеет власть и силу. Так, дед Момун “всю жизнь с утра до вечера в работе, в хлопотах прожил, а заставить уважать себя не научился” и оказался во власти мстительного и ограниченного родственника — Орозкула, хозяина кордона.
И мальчик видит эту полную несправедливостей жизнь.
Не секрет, что в каждом человеке существует внутренняя тяга к добру, справедливости. И если их нет в реальном мире, человек пытается воссоздать недостатки этих добрых начал во внутреннем, вымышленном мире, в мечтах, желаниях переделать злой мир, как это случается и со мной. По моему мнению, это происходит в большей или меньшей степени, но с каждым человеком, а особенно сильно и часто случается с детьми. И конечно, мальчик из “Белого парохода” не был исключением. У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед.
Сказка, которую рассказывал дед, — легенда о Рогатой матери — оленихе, спасшей человеческих детей, тем самым восстановив когда-то в древности род киргизов. Но гордые и тщеславные люди вскоре забыли о добре Рогатой матери — оленихи. Они стали охотиться на маралов, и оленям пришлось уйти в другие края.
Понятно, что эта легенда, в которой побеждает зло, не могла служить для мальчика опорой, помощью и утешением. И тогда он создает свою легенду. Его сказка — это камни с вымышленными именами, среди которых есть и “вредные”, и “добрые”, а также “любимые”, “смелые” и “злые” растения. Но “любимых”, “добрых” и “смелых”, наверно, было больше.
В этой сказке у мальчика есть и верные друзья — бинокль и портфель, которым он поверяет свои тайные мысли и мечты. В волшебном мире сказки мальчик встречается с отцом. Он мечтает превратиться в рыбу и добраться по Иссык-Кулю до белого (белого, а не черного! ) парохода, где плавает матросом его отец.
И, как во всякой сказке, волшебный мир, в который погружается мальчик, прекрасен и справедлив. Этот мир представлен в повести целым рядом легенд и сказок, мечтами и снами ребенка. Здесь добро всегда торжествует над злом, каждое злодеяние наказывается, здесь царят красота и гармония, которых так не хватает мальчику в действительной жизни. Его легенды — это единственное, что помогало мальчику жить, остаться добрым, неиспорченным ребенком
Похожие вопросы от пользователей
а) В предложении употребляются разделительные и выделительные знаки.
б) Фонетика- раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
в) Морфология- раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи и как член предложения.
г) Лексика изучает словарный состав языка.
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а) газОпровод
б) облЕгчить
в) тОрты
г) мелькОм
В каком ряду все слова имеют корни с непроверяемыми гласными?
а) м…ндарины, препод…ватель, ф…гура, р…петиция;
б) в…кзал, к…рзина, б…хрома, д…плом;
в) л…сной, т…традь, п…анино, д…путат ;
г) г…тара, т…рраса, бер..г, к…ндидат
В каком ряду во всех словосочетаниях правильно определен вид подчинительной связи
а) белый снег, первый день, летние каникулы, мой дом (согласование).
б) клоун из цирка, урок литературы, орфографический словарь, писать на доске (управление).
в) берег моря, читать книгу, осенние листья, кленовые листья (согласование).
г) быстро бегать, красиво рисовать, выучить стихотворение, выразительно читать (примыкание)
Укажите предложение, в котором есть приложение:
а) Уже солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.
б) Кислая и очень полезная ягода клюква растёт на болотах летом, а собирают её поздней осенью.
в) По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни, кое-где из-под снега выглядывали кустарники.
г) Наступил декабрь; установились морозные безветренные дни.
Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым тире ставится (знаки препинания не поставлены).
а) Совесть есть внутреннее сознание добра и зла.
б) Дважды два не пять.
в) Курить здоровью вредить.
г) Руки как лед.
Укажите неопределённо-личное предложение:
а) Не учи меня жизни.
б) Метёт метелица.
в) Часто берёзу называют песенным деревом.
г) Бурной жизнью утомлённый, равнодушно бури жду.
Укажите предложение, в котором есть составное именное сказуемое:
а) Дождь лил весь день.
б) Мы выиграли главный приз.
в) Мы сами — источник собственных переживаний.
г) Стоит прекрасная осенняя погода.
Какое из предложений соответствует данной синтаксической характеристике: простое, повествовательное, невосклицательное, распространённое предложение?
а) Главным занятием на Руси было земледелие.
б) Сколько вам лет?
в) Какая красота кругом!
г) Когда мы счастливы, мы всегда добры.
Укажите вид сказуемого: Строгое лицо его было как из чугуна.
а) простое глагольное;
б) составное именное;
в) составное глагольное.
Укажите предложение, в состав которого входит безличное предложение:
а) Он приехал туда, где провёл своё детство.
б) Вдохновение — это состояние душевного подъёма и в то же время строгое рабочее состояние.
в) Базаров привёз с собой микроскоп и целыми днями с ним возился.
г) Вечерело, с полей повеяло тёплой сыростью.
Среди данных предложений найдите односоставное:
а) Добрая работа- всему начало.
б) Северный холодный ветер.
в) Наша земля велика и прекрасна.
г) Солотча- извилистая неглубокая река.